СКАНДАЛЫ BOEING: РЕПУТАЦИЯ БРЕНДА
19.04.2024У Boeing все связано со взлетами и посадками — даже репутация. Разбираем “маршрут полета” компании и к каким скандалам он приводит.
СОДЕРЖАНИЕ
ИСТОРИЯ БРЕНДА BOEING
Boeing — целая аэрокосмическая корпорация, одна из самых известных и влиятельных компаний в авиационной индустрии. Ее путь начался в Сиэтле, штат Вашингтон. В 1910 году Уильям Боинг посетил свою первую авиационную выставку — полеты деревянных аэропланов в поле. На тот момент большинство людей расценивало авиацию лишь как развлечение, но Боинг увидел в ней будущее.
Позднее к нему пришла идея создать свой собственный аэроплан. К счастью, Уильям был лесопромышленником. Он умел работать с древесиной, имел для этого оборудование и деньги. Так, в 1916 году из ангара Боинга вышел первый самолет — гидроплан B&W. Началась история Boeing Air Co.
В 1917 году, когда Америка вступила в Первую мировую войну, компания разработала гидроплан Model С. Самолет понравился военным, и Boeing получил первый заказ — 50 гидропланов. К тому моменту рабочий штат компании насчитывал уже 300 человек, обороты росли.
ВЗЛЕТЫ И ПАДЕНИЯ BOEING
1920-1930
Американские горки в истории бренда начались после окончания Первой мировой войны. Спрос на военные самолеты упал, и Boeing понес свои первые убытки. Тогда Уильям направил все внимание в гражданскую авиацию. В 1926 году он открыл Boeing Air Transport для доставки почты, а еще через три года поднял в воздух первый пассажирский самолет компании — Boeing 80As.
Boeing процветал: обучал специалистов, создавал самолеты, детали и строил аэродромы. В 1929 году две компании Boeing объединились с другими. Так образовался конгломерат United Aircraft and Transport Co. Его бизнес-модель принесла владельцам огромный доход, однако монополизация продлилась недолго.
1930-1950
В 1934 году сенат США разделил “империю” на три части и запретил владельцам одновременно заниматься почтовыми и коммерческими перевозками. Это был второй удар, но компания выдержала и его. Теперь Boeing создавал лишь самолеты.
Во время Второй мировой войны концерн переключился на производство военных самолетов. К концу 1944 году Boeing производил по 16 самолетов в сутки — этот рекорд не побит до сих пор. После окончания войны необходимость масштабного производства отпала, и без работы оказалось более 70 тысяч сотрудников компании.
1950-1970
В компании наступила “реактивная эра”. Открывается космическое подразделение, создаются известные модели Boeing: 707, 727, 737 и легендарный 747 — первый в мире двухпалубный широкофюзеляжный пассажирский самолет для дальних рейсов. Именно он сделал Boeing лидером мирового авиационного рынка, но перед этим едва не погубил компанию. Разработка лайнера оказалась слишком дорогой: Boeing чуть не обанкротился в 1969 году. Но компанию “спасло” увольнение 66 тысяч сотрудников.
- Это было настолько масштабное сокращение, что уровень безработицы в Сиэтле поднялся тогда до 14%.
1970-2000е
Деятельность компании процветает, создаются новые модели самолетов, развивается космическое направление и производство военных вертолетов. В 1995 году на рынок выпускается Boeing 777, который ставит рекорд по дальности пассажирского перелета — 21,6 тысяча км. Еще через два года компания поглощает McDonnell Douglas — единственного на тот момент конкурента в США. Boeing не сломило даже массовое увольнение сотрудников в 1995 году — вновь вынужденная мера из-за спада производства после окончания Холодной войны.
Казалось бы, компания уверенно “набрала высоту полета”, что может пойти не так? В 2003 году европейский концерн Airbus впервые становится лидером по производству гражданских самолетов. С того момента между компаниями начинается напряженная конкуренция и поток обвинений в незаслуженных достижениях.
- В 2012 году Boeing продал почти в 3,5 раза больше самолетов, при этом по выручке компания обошла конкурента лишь вдвое. Тогда глава Airbus Фабрис Брежье обвинил Boeing в специальном занижении стоимости для увеличения количества своей продукции на рынке, но доказать это было невозможно.
Маркетинг крупных брендов тоже работает по-крупному. Иногда нелогичные, эпатажные и даже малозаметные действия компании — продуманный план. Вызывать маркетинговый взрыв способна даже кукла. Как это возможно? Рассказываем в нашей статье.
САМЫЕ КРУПНЫЕ СКАНДАЛЫ BOEING
Конкуренция концернов продолжается до сих пор и проявляется не только в публичных заявлениях: обе компании стараются обогнать друг друга по производству и продажам. В погоне за первым местом Boeing успел поймать и темную славу. Разбираем, как это произошло.
Отзыв самолетов Boeing 737 Max
В 2017 году Boeing выпустил на рынок новую модификацию своей самой популярной модели — 737 Max. По заявлению компании, самолет имел более крупные и мощные двигатели и некоторые изменения в несущей части.
Но уже в следующем году Boeing 737 Max авиакомпании Lion Air потерпел крушение в Индонезии. Еще через полгода разбился второй такой самолет. В общей сумме погибли 346 человек. В обоих случаях причина падения — действие системы MCAS, которая была установлена лишь на 737 Max.
Спустя два дня после катастрофы все страны, закупившие 737 Max, отказалась от его использования. На следующий день о запрете эксплуатации объявил и Дональд Трамп, после чего акции компании рухнули. В течение нескольких месяцев страны, подписавшие контракты на поставку 737 Max, объявили об отказе.
О возможных причинах неисправности самолета первыми заявили инженеры Boeing (на тот момент уже бывшие). По их словам, для экономии компания увольняла опытных разработчиков и привлекала сотрудников более низкой квалификации. Один из бывших работников, Марк Рабин, заявил, что новые инженеры из Индии не единожды игнорировали правила спецификации Boeing.
Расследования FAA США подтвердили предполагаемые проблемы с ПО и выявили новые неисправности на 737 Max. Boeing обвинили в сговоре с целью мошенничества против США. В конце февраля 2020 года проблемы с 737 Max и сокращение перелетов буквально обвалили акции компании.
Как Boeing восстанавливал репутацию: первые полгода расследования Boeing отказывался от сотрудничества со следствием, но после предъявления обвинения согласился на выплату компенсаций на 2,5 млрд долларов: семьям погибшим, клиентам с отозванными 737 Max и штраф за экономию на подготовке пилотов.
Это позволило Boeing избежать уголовной ответственности и получить от FAA разрешение на эксплуатацию самолета. К середине 2020 года Boeing устранил неисправности в ПО, провел обучение пилотов на 737 Max. Позже самолет прошел сертификацию и получил разрешение на полеты. Спойлер: сейчас полеты 737 Max вновь приостановлены.
HR-проблемы
В 2021 году поводом для расследования стал опрос FAA для сотрудников компании. Выяснилось, что инженеры независимого отдела ODA не могут открыто говорить о вопросах безопасности. Более того, один сотрудник прямо заявил о давлении со стороны работников Boeing.
В 2019 году инженер Boeing Джон Барнетт начал сообщать о проблемах компании с кислородными масками и некачественными деталями. В 2024 году он продолжал работать со следствием уже по вопросам безопасности на заводах Boeing. Однако 9 марта Барнетт скончался, его тело нашли на парковке отеля в Чарльстоне, там он должен был выступать в суде. Следствие заявило, что ранения мужчина нанес себе сам.
Как отреагировал Boeing: в компании отреагировали коротко и односложно. Комментарий был один: “Мы опечалены смертью господина Барнетта, наши мысли с его семьей и друзьями”.
“Если это не Боинг, то я не полечу”
Когда-то слоган был символом надежности Boeing. Однако в 2024 году для многих людей, которые следят за деятельностью компании, эта фраза стала ироничной. Причина для этого есть и даже не одна:
- 5 января — во время полета B737 MAX открывается и вылетает наружу аварийная дверь, самолет совершает экстренную посадку в Орегоне. Три пассажира обвинили Boeing в халатности и подали в суд, позднее авиакомпания обнаружила на своих лайнерах незакрепленные детали.
- 22 февраля — на B757 один из пассажиров сообщает о вибрации самолета и поврежденном крыле.
- 4 марта — у B737 авиакомпании United Airlines загорелся двигатель.
- 7 марта — после взлета из Лос-Анджелеса у B777 отваливается шасси.
- 16 марта — 50 человек получают травмы из-за того, что B787 резко снижается из-за неисправности кресла пилота.
- 7 апреля — во время полета B737 отрывается обшивка двигателя.
Череда инцидентов наносит большой удар по репутации Boeing. Сейчас компанию обсуждают и осуждают по всему миру, а некоторые публичные люди открыто высказывают свои опасения по поводу безопасности самолетов Boeing. Даже появляется сайт “Лечу ли я на “Боинге”, где клиенты могут проверить, пройдет ли их полет на ненадежном самолете.
Как Boeing восстанавливал репутацию: часть мер Boeing принял уже сейчас. Гендиректор Дэйв Калхун заявил, что инцидент с Boeing 737 Max — переломный момент для компании. Он признал, что Boeing совершил ошибку и сказал о намерении подойти к решению проблемы с полной прозрачностью.
Своевременная реакция — одно из главных правил сохранения репутации для больших брендов. На примере модного дома Balenciaga мы рассказываем, как сохранить “лицо компании” даже после больших скандалов — читать статью.
Отставки руководства компании
После признания вины компании генеральный директор Boeing объявил об отставке в конце 2024 года. Сейчас он планирует стабилизировать ситуацию в корпорации и наладить ее позиционирование. Вслед за гендиректором об уходе объявили президент Boeing Commercial Airplanes Стэн Дил и председатель совета директоров Ларри Келлнер.
Нынешнее руководство Boeing восстанавливало репутацию Boeing после двух авиакатастроф с Boeing 737 Max. С того момента в компании были приняты следующие меры:
- обновлен подход к вопросам безопасности;
- введена должность главного специалиста по безопасности;
- изменена система работы между разными отделами;
- запущена программа Speak Up — чтобы любой сотрудник мог анонимно сообщить о проблемах с безопасностью и получить ответ.
Но этого оказалось недостаточно, поэтому сейчас Boeing предстоит долгая работа над репутацией, которую компания начала с признания ошибок и внутренней реорганизации.
РЕКОМЕНДАЦИИ КРУПНЫМ БРЕНДАМ
На протяжении всей истории “взлетов и падений” Boeing видно, что бренд изо всех сил стремится оставаться на плаву и поддерживать свое имя. Однако в технологической отрасли для клиентов важнее всего безопасность. Именно поэтому пренебрегать ее принципами, не реагировать на критику и отрицать происходящее — фатальные ошибки для репутации. Какие можно сделать выводы?
- Реакция со стороны должна быть быстрой и открытой. Высказываясь первой, компания четко обозначает свою позицию. В случае ошибок это предотвратит раздувание конфликта и ложные обвинения.
- Не стоит игнорировать проблему, которая стала причиной претензий. Возможный выход: публично пообещать улучшения и периодически рассказывать о принятых мерах.
- Коммуникация с сотрудниками — лучший индикатор ситуации в компании, ведь именно они знают все изнутри. Предоставьте персоналу возможность сообщать и обсуждать возникшие проблемы.
- Покажите сочувствие и готовность помочь в случаях неисправности техники или причинения вреда. Это может быть возмещение затрат, замена продукта или компенсация ущерба.
- Конкуренция должна быть здравой. Не стоит ставить лидерство в отрасли выше качества и безопасности продукции. Рано или поздно это обернется против репутации бренда.
- Отрицание вины (если она истинна) лишь усилит недоверие. Чаще всего правда вскрывается и доказывается фактами, поэтому взять на себя ответственность лучше сразу.
- Периодический контроль качества. В больших компаниях технологические процессы устроены сложно. И только частые проверки могут своевременно предупредить возможные неполадки.
Сделайте репутацию
источником продаж!
Чтобы мы начали готовить для вас комплекс продвижения, заполните заявку или закажите обратный звонок. Ваш персональный менеджер подготовит специальное коммерческое предложение и сформирует маркетинговую стратегию.