СКАНДАЛЫ BOEING: РЕПУТАЦИЯ БРЕНДА

19.04.2024

У Boeing все связано со взлетами и посадками — даже репутация. Разбираем “маршрут полета” компании и к каким скандалам он приводит.

Мария Агиевич

Мария Агиевич

Ведущий редактор Markway

ИСТОРИЯ БРЕНДА BOEING

Boeing — целая аэрокосмическая корпорация, одна из самых известных и влиятельных компаний в авиационной индустрии. Ее путь начался в Сиэтле, штат Вашингтон. В 1910 году Уильям Боинг посетил свою первую авиационную выставку — полеты деревянных аэропланов в поле. На тот момент большинство людей расценивало авиацию лишь как развлечение, но Боинг увидел в ней будущее.

Позднее к нему пришла идея создать свой собственный аэроплан. К счастью, Уильям был лесопромышленником. Он умел работать с древесиной, имел для этого оборудование и деньги. Так, в 1916 году из ангара Боинга вышел первый самолет — гидроплан B&W. Началась история Boeing Air Co.

В 1917 году, когда Америка вступила в Первую мировую войну, компания разработала гидроплан Model С. Самолет понравился военным, и Boeing получил первый заказ — 50 гидропланов. К тому моменту рабочий штат компании насчитывал уже 300 человек, обороты росли.

ВЗЛЕТЫ И ПАДЕНИЯ BOEING

1920-1930

Американские горки в истории бренда начались после окончания Первой мировой войны. Спрос на военные самолеты упал, и Boeing понес свои первые убытки. Тогда Уильям направил все внимание в гражданскую авиацию. В 1926 году он открыл Boeing Air Transport для доставки почты, а еще через три года поднял в воздух первый пассажирский самолет компании — Boeing 80As.

Boeing процветал: обучал специалистов, создавал самолеты, детали и строил аэродромы. В 1929 году две компании Boeing объединились с другими. Так образовался конгломерат United Aircraft and Transport Co. Его бизнес-модель принесла владельцам огромный доход, однако монополизация продлилась недолго.

1930-1950

В 1934 году сенат США разделил “империю” на три части и запретил владельцам одновременно заниматься почтовыми и коммерческими перевозками. Это был второй удар, но компания выдержала и его. Теперь Boeing создавал лишь самолеты.

Во время Второй мировой войны концерн переключился на производство военных самолетов. К концу 1944 году Boeing производил по 16 самолетов в сутки — этот рекорд не побит до сих пор. После окончания войны необходимость масштабного производства отпала, и без работы оказалось более 70 тысяч сотрудников компании. 

1950-1970

В компании наступила “реактивная эра”. Открывается космическое подразделение, создаются известные модели Boeing: 707, 727, 737 и легендарный 747 — первый в мире двухпалубный широкофюзеляжный пассажирский самолет для дальних рейсов. Именно он сделал Boeing лидером мирового авиационного рынка, но перед этим едва не погубил компанию. Разработка лайнера оказалась слишком дорогой: Boeing чуть не обанкротился в 1969 году. Но компанию “спасло” увольнение 66 тысяч сотрудников.

  • Это было настолько масштабное сокращение, что уровень безработицы в Сиэтле поднялся тогда до 14%.

1970-2000е

Деятельность компании процветает, создаются новые модели самолетов, развивается космическое направление и производство военных вертолетов. В 1995 году на рынок выпускается Boeing 777, который ставит рекорд по дальности пассажирского перелета — 21,6 тысяча км. Еще через два года компания поглощает McDonnell Douglas — единственного на тот момент конкурента в США. Boeing не сломило даже массовое увольнение сотрудников в 1995 году — вновь вынужденная мера из-за спада производства после окончания Холодной войны.

Казалось бы, компания уверенно “набрала высоту полета”, что может пойти не так? В 2003 году европейский концерн Airbus впервые становится лидером по производству гражданских самолетов. С того момента между компаниями начинается напряженная конкуренция и поток обвинений в незаслуженных достижениях.

  • В 2012 году Boeing продал почти в 3,5 раза больше самолетов, при этом по выручке компания обошла конкурента лишь вдвое. Тогда глава Airbus Фабрис Брежье обвинил Boeing в специальном занижении стоимости для увеличения количества своей продукции на рынке, но доказать это было невозможно.

Маркетинг крупных брендов тоже работает по-крупному. Иногда нелогичные, эпатажные и даже малозаметные действия компании — продуманный план. Вызывать маркетинговый взрыв способна даже кукла. Как это возможно? Рассказываем в нашей статье.

САМЫЕ КРУПНЫЕ СКАНДАЛЫ BOEING

Конкуренция концернов продолжается до сих пор и проявляется не только в публичных заявлениях: обе компании стараются обогнать друг друга по производству и продажам. В погоне за первым местом Boeing успел поймать и темную славу. Разбираем, как это произошло. 

Отзыв самолетов Boeing 737 Max

В 2017 году Boeing выпустил на рынок новую модификацию своей самой популярной модели — 737 Max. По заявлению компании, самолет имел более крупные и мощные двигатели и некоторые изменения в несущей части.

Но уже в следующем году Boeing 737 Max авиакомпании Lion Air потерпел крушение в Индонезии. Еще через полгода разбился второй такой самолет. В общей сумме погибли 346 человек. В обоих случаях причина падения — действие системы MCAS, которая была установлена лишь на 737 Max.

Спустя два дня после катастрофы все страны, закупившие 737 Max, отказалась от его использования. На следующий день о запрете эксплуатации объявил и Дональд Трамп, после чего акции компании рухнули. В течение нескольких месяцев страны, подписавшие контракты на поставку 737 Max, объявили об отказе.

О возможных причинах неисправности самолета первыми заявили инженеры Boeing (на тот момент уже бывшие). По их словам, для экономии компания увольняла опытных разработчиков и привлекала сотрудников более низкой квалификации. Один из бывших работников, Марк Рабин, заявил, что новые инженеры из Индии не единожды игнорировали правила спецификации Boeing.

Расследования FAA США подтвердили предполагаемые проблемы с ПО и выявили новые неисправности на 737 Max. Boeing обвинили в сговоре с целью мошенничества против США. В конце февраля 2020 года проблемы с 737 Max и сокращение перелетов буквально обвалили акции компании.

Как Boeing восстанавливал репутацию: первые полгода расследования Boeing отказывался от сотрудничества со следствием, но после предъявления обвинения согласился на выплату компенсаций на 2,5 млрд долларов: семьям погибшим, клиентам с отозванными 737 Max и штраф за экономию на подготовке пилотов. 

Это позволило Boeing избежать уголовной ответственности и получить от FAA разрешение на эксплуатацию самолета. К середине 2020 года Boeing устранил неисправности в ПО, провел обучение пилотов на 737 Max. Позже самолет прошел сертификацию и получил разрешение на полеты. Спойлер: сейчас полеты 737 Max вновь приостановлены.

HR-проблемы

В 2021 году поводом для расследования стал опрос FAA для сотрудников компании. Выяснилось, что инженеры независимого отдела ODA не могут открыто говорить о вопросах безопасности. Более того, один сотрудник прямо заявил о давлении со стороны работников Boeing. 

В 2019 году инженер Boeing Джон Барнетт начал сообщать о проблемах компании с кислородными масками и некачественными деталями. В 2024 году он продолжал работать со следствием уже по вопросам безопасности на заводах Boeing. Однако 9 марта Барнетт скончался, его тело нашли на парковке отеля в Чарльстоне, там он должен был выступать в суде. Следствие заявило, что ранения мужчина нанес себе сам.

Как отреагировал Boeing: в компании отреагировали коротко и односложно. Комментарий был один: “Мы опечалены смертью господина Барнетта, наши мысли с его семьей и друзьями”.

“Если это не Боинг, то я не полечу”

Когда-то слоган был символом надежности Boeing. Однако в 2024 году для многих людей, которые следят за деятельностью компании, эта фраза стала ироничной. Причина для этого есть и даже не одна:

  • 5 января — во время полета B737 MAX открывается и вылетает наружу аварийная дверь, самолет совершает экстренную посадку в Орегоне. Три пассажира обвинили Boeing в халатности и подали в суд, позднее авиакомпания обнаружила на своих лайнерах незакрепленные детали.
  • 22 февраля — на B757 один из пассажиров сообщает о вибрации самолета и поврежденном крыле.
  • 4 марта — у B737 авиакомпании United Airlines загорелся двигатель.
  • 7 марта — после взлета из Лос-Анджелеса у B777 отваливается шасси.
  • 16 марта — 50 человек получают травмы из-за того, что B787 резко снижается из-за неисправности кресла пилота.
  • 7 апреля — во время полета B737 отрывается обшивка двигателя.

Череда инцидентов наносит большой удар по репутации Boeing. Сейчас компанию обсуждают и осуждают по всему миру, а некоторые публичные люди открыто высказывают свои опасения по поводу безопасности самолетов Boeing. Даже появляется сайт “Лечу ли я на “Боинге”, где клиенты могут проверить, пройдет ли их полет на ненадежном самолете.

Как Boeing восстанавливал репутацию: часть мер Boeing принял уже сейчас. Гендиректор Дэйв Калхун заявил, что инцидент с Boeing 737 Max — переломный момент для компании. Он признал, что Boeing совершил ошибку и сказал о намерении подойти к решению проблемы с полной прозрачностью.

Своевременная реакция — одно из главных правил сохранения репутации для больших брендов. На примере модного дома Balenciaga мы рассказываем, как сохранить “лицо компании” даже после больших скандалов — читать статью.

Отставки руководства компании

После признания вины компании генеральный директор Boeing объявил об отставке в конце 2024 года. Сейчас он планирует стабилизировать ситуацию в корпорации и наладить ее позиционирование. Вслед за гендиректором об уходе объявили президент Boeing Commercial Airplanes Стэн Дил и председатель совета директоров Ларри Келлнер.

Нынешнее руководство Boeing восстанавливало репутацию Boeing после двух авиакатастроф с Boeing 737 Max. С того момента в компании были приняты следующие меры:

  • обновлен подход к вопросам безопасности;
  • введена должность главного специалиста по безопасности;
  • изменена система работы между разными отделами;
  • запущена программа Speak Up — чтобы любой сотрудник мог анонимно сообщить о проблемах с безопасностью и получить ответ.

Но этого оказалось недостаточно, поэтому сейчас Boeing предстоит долгая работа над репутацией, которую компания начала с признания ошибок и внутренней реорганизации.

РЕКОМЕНДАЦИИ КРУПНЫМ БРЕНДАМ

На протяжении всей истории “взлетов и падений” Boeing видно, что бренд изо всех сил стремится оставаться на плаву и поддерживать свое имя. Однако в технологической отрасли для клиентов важнее всего безопасность. Именно поэтому пренебрегать ее принципами, не реагировать на критику и отрицать происходящее — фатальные ошибки для репутации. Какие можно сделать выводы?

  • Реакция со стороны должна быть быстрой и открытой. Высказываясь первой, компания четко обозначает свою позицию. В случае ошибок это предотвратит раздувание конфликта и ложные обвинения.
  • Не стоит игнорировать проблему, которая стала причиной претензий. Возможный выход: публично пообещать улучшения и периодически рассказывать о принятых мерах.
  • Коммуникация с сотрудниками — лучший индикатор ситуации в компании, ведь именно они знают все изнутри. Предоставьте персоналу возможность сообщать и обсуждать возникшие проблемы.
  • Покажите сочувствие и готовность помочь в случаях неисправности техники или причинения вреда. Это может быть возмещение затрат, замена продукта или компенсация ущерба.
  • Конкуренция должна быть здравой. Не стоит ставить лидерство в отрасли выше качества и безопасности продукции. Рано или поздно это обернется против репутации бренда.
  • Отрицание вины (если она истинна) лишь усилит недоверие. Чаще всего правда вскрывается и доказывается фактами, поэтому взять на себя ответственность лучше сразу.
  • Периодический контроль качества. В больших компаниях технологические процессы устроены сложно. И только частые проверки могут своевременно предупредить возможные неполадки.
Мария Агиевич

Мария Агиевич

Ведущий редактор Markway

интернет-маркетинг

Сделайте репутацию
источником продаж!

Чтобы мы начали готовить для вас комплекс продвижения, заполните заявку или закажите обратный звонок. Ваш персональный менеджер подготовит специальное коммерческое предложение и сформирует маркетинговую стратегию.





    Нажимая кнопку, вы даете согласие на обработку персональных данных и соглашаетесь с политикой конфиденциальности.

      Нажимая кнопку, вы даете согласие на обработку персональных данных и соглашаетесь с политикой конфиденциальности.

      вверх
      Мы используем файлы cookies для эффективной работы сайта.
      Продолжая его использование, вы соглашаетесь с политикой конфиденциальности Markway
      Хорошо