СКАНДАЛЫ UBISOFT: КАК СПАСАТЬ РЕПУТАЦИЮ КОМПЬЮТЕРНЫХ ИГР
03.02.2025На примере Ubisoft рассказываем, какие действия могут нанести непоправимый урон репутации.
СОДЕРЖАНИЕ
- Assassin’s Creed Shadows: как одной игрой разозлить нацию
- Ubisoft и скандал с ESG-повесткой
- Закрытие серверов The Crew и судебный иск
- Жалобы на условия труда в Ubisoft Paris
- Какие репутационные ошибки стали причиной скандалов
- Последствия провалов для Ubisoft
- Рекомендации Markway по работе с кризисными ситуациями
Компания Ubisoft, громкое имя в игровой индустрии, в 2024 году превратилась в символ репутационных провалов. Скандалы били по компании, как волны по разбитому кораблю, а кризисный PR только подливал масла в огонь.
- На фоне не самой большой выручки в 1,6 миллиарда евро и громких обещаний о новых играх Ubisoft попала в ловушку кризиса. Акции компании в 2024 году достигли исторического минимума, показав падение на более чем 45% по сравнению с прошлым периодом.
Проблем было много. Игроки бойкотировали новые игры и громили компанию в соцсетях. В это время внутри шли массовые увольнения. Срывы релизов, обвинения в “воук-агенде”, скандальные партнерства и неудачи одного за другим проектов — 2024 год стал для Ubisoft годом выживания.
Но обо всем по порядку. Разберем громкие скандалы и дадим рекомендации, как вашему бренду справиться с кризисной ситуацией.
ASSASSIN’S CREED SHADOWS: КАК ОДНОЙ ИГРОЙ РАЗОЗЛИТЬ НАЦИЮ
Что может быть хуже скандала, в котором замешаны тысячи людей? Скандал, в котором замешаны тысячи людей, крупнейшая игровая студия и целое государство. Именно это и случилось с Ubisoft.
В 2024 году критика обрушилась на Assassin’s Creed Shadows, новую часть популярной серии RPG от Ubisoft. По мнению пользователей, игра исказила историю, оскорбила жителей страны и затронула чувствительные политические вопросы.
Критика связана с выбором главного героя — Ясукэ, помощника Оды Нобинаги, военно-политического лидера Японии XVI века. Камнем преткновения стало то, что Ясукэ, по легендам и сюжету, был родом из Африки. Пользователи, которые хотели играть за самурая-японца, начали жаловаться на историческую недостоверность персонажа.
Создатели игры опирались на книгу “Настоящая история Ясукэ” британца и историка Томаса Локли. Однако оказалось, что сюжет, который изначально позиционировался как реальный, оказался сфабрикованным. На протяжении многих лет автор книги раз за разом переписывал информацию на странице в “Википедии”.
Вскрывшаяся правда пошатнула доверие игроков по обе стороны баррикад. С одной стороны, в Японии поднялась волна недовольства в сторону студии, которое могло перерасти в реальный дипломатический скандал. С другой стороны, включение Ясукэ, африканца, в японский сеттинг восприняли, как попытку Ubisoft продвигать ESG-повестку, давно ставшую спорной в геймерском сообществе.
Неудачная PR-стратегия
На этом скандал не закончился. Ubisoft столкнулась с дополнительной критикой из-за дизайна коллекционной статуэтки, изображающей персонажей Ясукэ и Наоэ на фоне разрушенных ворот тории. Многие заметили сходство с воротами святилища Санно в Нагасаки, разрушенными атомной бомбардировкой, что вызвало негативную реакцию. В ответ компания отозвала статуэтку и принесла извинения за “нечувствительный дизайн”.
Кроме того, компания недавно попала в очередной скандал из-за переноса даты релиза на 20 марта 2025 года. День совпадает с 30-летней годовщиной теракта в Токийском метро. Закономерно японцы снова расценили это как оскорбление.
UBISOFT И СКАНДАЛ С ESG-ПОВЕСТКОЙ
В 2024 году Ubisoft снова невольно оказалась втянутой в громкий скандал, связанный с ESG-повесткой. Пользователи сообщали о связи компании со Sweet Baby Inc., студией, которая, по мнению геймеров, диктует “воук-повестку” (повышенное внимание к вопросам толерантности — прим. ред.) индустрии.
Пользователи писали, что Sweet Baby Inc. действует под покровительством инвестиционного гиганта BlackRock, а ее “невидимая рука” влияет на популярные проекты вроде Alan Wake 2 и Marvel’s Spider-Man 2.
В 2024 году на платформе Steam была создана кураторская группа “Sweet Baby Inc detected”, объединившая сотни тысяч недовольных игроков. В ней начали травить сотрудников студии. К апрелю в ряды группы вступили уже 355 000 человек. Журналисты тут же вспомнили “Геймергейт”, сравнив тактику нападок с той, что использовалась в одном из самых громких конфликтов индустрии.
А при чем здесь Ubisoft?
На фоне затянувшегося и до сих пор продолжающегося скандала из-за Assassin’s Creed Shadows компания попыталась отработать негатив аудитории. В ответ на шквал критики она привлекла японского консультанта Ubisoft, Казума Хашимото, который раскритиковал игроков в ответ. И оказался он бывшим сотрудником компании Sweet Baby Inc.
- Интересное наблюдение: в игровой индустрии 2024 года принципы ESG в стали не эффективным инструментом для управления репутацией, а практически клеймом.
ЗАКРЫТИЕ СЕРВЕРОВ THE CREW И СУДЕБНЫЙ ИСК
В 2024 году Ubisoft отключила серверы игры The Crew, выпущенной в 2014 году. Казалось бы, обычная история для онлайн-игр, к которым пользователи постепенно теряют интерес. Однако у игры не было оффлайн-режима, поэтому в нее стало невозможно зайти.
Ситуация вызвала бурю негатива в геймерском сообществе. Студию даже обвинили в нарушении Калифорнийского закона о нарушении прав потребителей. Два игрока подали коллективный иск против Ubisoft, утверждая, что компания ввела в заблуждение покупателей, заставив их думать, что они приобретают игру, а не лицензию. Геймеры создали петицию «Stop Destroying Videogames», которая собрала более 300 тысяч подписей.
Ubisoft предложила возврат средств для новых покупателей, однако многие игроки не попали под эти условия. Официальных комментариев по поводу иска компания не предоставила.
ЖАЛОБЫ НА УСЛОВИЯ ТРУДА В UBISOFT PARIS
Разработчики из Ubisoft Paris, работавшие над Just Dance 2023, пожаловались на плохие условия труда, включая переработки и давление со стороны руководства. Не дождавшись ответа, осенью 2024 года более 700 сотрудников вышли на трехдневную забастовку.
Ubisoft не предоставила официальных комментариев по этому вопросу. Однако тогда же, в сентябре, акции компании достигли рекордного минимума. С начала года они упали более чем на 40%.
И еще ряд неприятных инцидентов:
- Microsoft в ноябре приостановил обновления Windows 11 из-за проблем с играми Ubisoft.
- Компания в рамках программы инклюзивности заявила, что поможет всем стать разработчиками, но с одним условием — они не должны быть мужчинами.
- В декабре студия заявила об остановке поддержки шутера XDefiant, а также закрытии двух студий в Сан-Франциско и Осаке.
КАКИЕ РЕПУТАЦИОННЫЕ ОШИБКИ СТАЛИ ПРИЧИНОЙ СКАНДАЛОВ
Во-первых, нарушена базовая коммуникация между разработчиком и основной целевой аудиторией – геймерами. Они готовы тратить деньги, но требовательны к качеству с точки зрения технической составляющей и гейм-дизайна.
Во-вторых, официальные ответы компании на критику размыты и уклончивы. Вместо того, чтобы открыто обсудить проблему с аудиторией или полностью взять на себя ответственность за совершенные ошибки, Ubisoft довольствуется формальными извинениями и обещаниями исправиться.
В-третьих, бренд не учится на своих ошибках. Для крупной корпорации важно поддерживать контакт с аудиторией и оперативно обрабатывать обратную связь, отвечать на критику или даже прислушиваться к ней, чтобы улучшить качество конечного продукта.
ПОСЛЕДСТВИЯ ПРОВАЛОВ ДЛЯ UBISOFT
Наглядные последствия систематических неудач отображены в графике цен на акции компании за последний год. Для ясности опишем проблему одной фразой — обвал акций до минимальных значений за последние 10 лет. Сейчас идут публичные обсуждения возможной продажи Ubisoft гиганту Tencent.
РЕКОМЕНДАЦИИ MARKWAY ПО РАБОТЕ С КРИЗИСНЫМИ СИТУАЦИЯМИ
Для начала напомним этапы классического антикризисного реагирования.
Этап 1. Экстренные меры.
- Ответить на вопросы СМИ.
- Ответить клиентам на критику.
- Обсудить ситуацию с владельцами/головным офисом компании.
- Подключить юристов к работе PR-службы.
- Провести аналитическую работу:
Этап 2. Стабилизация.
- Информировать клиентов.
- Проанализировать финансовые последствия.
- Найти новую позитивную историю.
- Донести свою позицию до сотрудников, акционеров, государственных органов.
Этап 3. Восстановление — работа на развитие компании в перспективе.
- Анализ деятельности, выявление причин кризиса и их устранение.
- Оценка эффективности антикризисного плана.
- Изучение уязвимостей бренда, пересмотр отношений с партнерами и клиентами.
- Оценка цитируемости в СМИ. Работа с персоналом.
И небольшая памятка о том, какие шаги нужно предпринимать для сохранения репутации
А если у вас есть вопросы по управлению репутацией в интернете, эксперты Markway сформируют персональную стратегию.
Сделайте репутацию
источником продаж!
Чтобы мы начали готовить для вас комплекс продвижения, заполните заявку или закажите обратный звонок. Ваш персональный менеджер подготовит специальное коммерческое предложение и сформирует маркетинговую стратегию.